Кто качок Доге, а кто Чимс среди фрилансеров сегодня
Помните тот мем с большим накаченным Доге, рядом с которым сидит грустный щуплый сиба-ину Чимс? Так вот попробуем разобраться, кто из них сегодняшний фрилансер.
Тогда, в 2015 году, я поставил знак равенства между фрилансером и удаленщиком. Ведь кто тебе даст работать удаленно, находясь в штате! Сегодня же этот знак надо стирать. Удаленщики — чаще всего наемные сотрудники, работающие вне офиса. За последние 3 года в России количество вакансий, в которых предлагается удаленный формат работы, выросло на 68%. По итогам 2023 года доля таких вакансий на рынке достигла почти 7%. При этом гибридный формат работы набирает популярность еще быстрее. Количество вакансий с таким форматом работы выросло в 5,7 раза с 2021 года — до 13% (данные hh.ru). Среди которых, кстати, больше «пиарщиков» и «айтишников».
Фрилансеры не просто работают с «балийского пляжа», а полагаются на четкую правовую форму индивидуального предпринимателя, или чаще — самозанятого. Так, самозанятые — это практически 15% от числа всего рабочего населения в России (на конец 2024 года зарегистрировано 12 млн самозанятых при 83 млн человек работоспособного населения). Тут прогнозы 2015 года сбываются — количество фрилансеров неуклонно растет, да и удаленщиков после пандемии тяжело загнать обратно в офис. Фрилансер сегодня: платит налоги, социальные взносы и тащит на себе все затраты по проектам. Я бы сказал, что это, скорее, Доге, который, впрочем, порой и с грустной мордочкой Чимса.
Что случилось с мечтой
В 2015 фрилансеры из сфер SMM и PR вдохновлялись первыми блогерами и управляющими пабликов, которые зарабатывают миллионы долларов. Сегодня труд блогеров не кажется таким уж беззаботным. Раньше достаточно было делать «лайфстайл-контент» с фотографиями из путешествий или едкий сборник мемов. Сегодня работа блогера требует ежедневной самоотдачи, а порой и собственной редакции. При этом правила игры задают площадки, меняющие алгоритмы по прихоти, и даже рекламодатели, выбирающие, куда пристроить маркетинговый бюджет.
Удивительно, но технологии удаленной работы тоже не совершили нового скачка. Да, Skype умер, но живет и здравствует Zoom (правда, в России, скорее, работают аналоги от Сбера и Яндекс). Trello тоже доживает дни, но другие сервисы предлагают копии функционала управления проектами, просто в рамках корпоративного контура.
В 2015 году мне казалось, что мир коммуникаций движется в сторону все большей «бирюзовости», горизонтальный коммуникаций и «win-win» стратегий. Что агентств старого образца будет все меньше, а на смену им придут объединения свободных профессионалов. Звучит, как мечта о PR-коммунизме, не так ли?
На деле же фрилансеры-самозанятые стали, скорее, героями утопии, ведь они отвечают теперь не только за выполнение контракта, но еще и за собственную социальную безопасность, соблюдение законодательства, налогового режима (пусть и упрощенного). Накаченный Доге с уверенностью Илона Маска должен быть на службе 24/7. Да, фриланс не дает полной уверенности в собственной социальной защищенности и стабильности дохода.
Нарастают вопросы и с профессиональным ростом. Да, специалист выходит из классического «колеса» консалтингового бизнеса (рост от стажера до партнера), но взамен он редко получает понимающего в PR заказчика из крупного бренда. Чаще такой фрилансер работает с малым бизнесом, который требует максимум, стараясь сэкономить средства.
Старые-добрые агентства всех победили?
Из собственного опыта фриланса выросло уверенно стоящее на ногах, но все-таки агентство. А наши старые-добрые конкуренты никуда не делись. Но это не единичный успех, об этом говорят хотя бы растущие ассоциации агентств, например, SMALL. Мы сохранили старую структуру вроде «грейдов» специалистов. Руководители сегодня передают практический опыт, а не только устанавливают показатели эффективности и дедлайны. Когда младший специалист становится на уровень своего руководителя по навыкам и компетенциям, у него появляется шанс получить следующий «грейд» и прилагающиеся к нему бонусы.
Да, «убера для пиарщиков» так и не появилось. Ведь для заказчика важны локальная экспертиза, темп работы и, конечно, прогнозируемый результат. Фрилансерам не удалось убить агентскую модель, но удалось обновить договор. Рынок больше не ценит лимитированные рабочие часы и социальные льготы, зато требует гибкости графика и честной, практически партнерской оплаты.
«Мы не бессмертны, но мы живые. Мы не можем жить иначе»
Сегодня у опытного специалиста выбор: работать на организацию или работать на себя. Помня об этом, компании вынуждены становиться внимательными и давать то, что нужно новому поколению: честную оплату труда, креативные задачи, гибкость и эмпатию. Организации будущего — не бездушные машины, а сообщества людей, тогда как конвейеры с их механистическими задачами, похоже, отходят роботам.
Мы не бессмертны, но мы живые. И если у нас нет системы поддержки — мы создаем ее сами, даже в PR и маркетинге. Специалист-одиночка имеет право заткнуть за пояс всю индустрию, но только вместе мы сможем достичь чего-то большего и отстоять свое право работать и развиваться.